Ни для кого не секрет, что одним из направлений логопедической работы является развитие мелкой моторики. Вовлекая в работу кончики пальцев и всю кисть руки в частности, мы тем самым стимулируем в коре головного мозга области, отвечающие за моторное воспроизведение речи, то есть, за активное говорение.
Родителям подчас нелегко придумать и организовать для ребёнка игру на развитие мелкой моторики. Поэтому игры с прищепками в этом плане – своего рода палочка-выручалочка. И помимо стандартного процесса развешивания белья на бельевых верёвках (кстати, к этому процессу детей можно и нужно привлекать), с прищепками можно организовать большое количество упражнений и игр, вплоть до разыгрывания театрального представления, где прищепки играют роль кукольных персонажей.
На первых порах ребёнка нужно просто познакомить с прищепкой, дать подержать её в руках, рассмотреть её внимательно и просто поиграть с ней.
Взрослый показывает ребёнку, как, удерживая тремя пальчиками прищепку, можно прикрепить ее к раю небольшой картонной коробки, при этом можно прочитать стишок:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Затем ребенку следует показать, как прищепка может открыть и закрыть «ротик» (для этого, удерживая прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальцами, раскрываем ее; в этот момент локоть опирается на поверхность стола).
Упражнения с речевым сопровождением
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе.
Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
Лиса
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания теста.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
Крокодил
В зоопарке воробей пообедал у зверей.
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
Глупая ворона.
Оборудование: прищепки темного цвета, сложенные в виде конфет фантики (по количеству детей).
Перед ребенком на столе лежит фантик. Взрослый наклоняет кисть руки к столу и захватывает прищепкой фантик. Затем кисть руки возвращается в исходное положение.
Увидела бумагу –
Да как ее ухватит.
Думала конфета,
Оказалось….., фантик!
Развитие творческого воображения в играх с прищепками.
Для проведения игр нужно предварительно вырезать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. Малышу будет интереснее не просто манипулировать с предметами по образцу, а проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную.
Игры драматизации
Прищепки можно также использовать в разыгрывании сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Родитель и ребенок передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок. Можно использовать различные сказки «Репка», «Колобок».
Игры бытового плана
Берём обычную бельевую верёвку, натягиваем её между двумя стульями. Ребёнок с удовольствием будет прикреплять прищепками носовые платочки, носочки и прочую мелочь.
Можно дать ребёнку большую пластиковую миску с высокими краями. Задача ребёнка – прикрепить прищепки к краям миски. При этом можно прикреплять прищепки в определённой последовательности (красная – жёлтая – зелёная), или чередуя их по величине, или соблюдая чёткую дистанцию между прищепками.
«Нарядные» игры
Дети очень любят украшать самих себя и всё вокруг разноцветными прищепками. Пусть ребёнок украсит свою кофточку или рукава платья гирляндой из прищепок.
Можно прикрепить прищепки к краям штор.
Очень забавная получится гирлянда из прищепок, если их прикрепить к еловой или сосновой ветке.
Можно сделать вывод, что такой примитивный атрибут, как прищепки, помогут решить несколько задач: и мелкую моторику разовьют, и фантазию, и творческие способности, и логическое мышление, и любовь к труду привьют. Поэтому, запасаемся прищепками и вперёд…
учитель-дефектолог
Малиновская Г.С.