Речь ребёнка дошкольного возраста развивается не только в тесном взаимодействии со взрослым, но и в игре – ведущем виде деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.
Речевые игры должны стать неотъемлемой частью домашнего досуга. Пользы от такого времяпровождения масса, а побочных эффектов – ноль.
Влияние речевых игр на развитие ребёнка:
- стимулируют познавательную активность ребёнка;
- активизируют мышление;
- обогащают словарный запас;
- закрепляют правильное произношение звуков;
- развивают внимание и память;
- улучшают коммуникативные навыки.
В такие игры можно играть дома, по дороге в детский сад или на прогулке.
Вот подборка некоторых вариантов игр, которые не требуют особых затрат и специальной подготовки.
Игра «Угадай игрушку»
Оборудование: несколько игрушек, изображающие животных (например, лиса, медведь, заяц, кот и т.д.)
Взрослый даёт описание одной из игрушки, а задача ребёнка – отгадать, о какой игрушке идёт речь:
«Это животное рыжее, с пушистым хвостом, у неё острая мордочка и треугольные ушки. Это животное хитрое, охотится за зайцами и мышами».
Игра «Кто как говорит?»
Оборудование: несколько игрушек, изображающие животных.
- Покажи того, кто мяучит (лает, мычит и т.д.).
Усложнённый вариант (от 5 лет):
- Как говорит кот? (Мяу.) Значит, что делает кот? (Мяучит.)
И т.д.
Игра «Подбери словечко»
Оборудование: мяч.
Взрослый кидает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.
- Огурец — это… овощ.
- Банан — это… фрукт.
- Медведь — это… животное.
- Ворона — это… птица.
Игра «Угадай профессию»
Оборудование: мяч.
Взрослый кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно взрослому.
- Кто рисует картины? — Художник.
- Кто лечит детей? — Врач, доктор.
- Кто строит дом? — Строитель
Игра «Подбери картинку»
Оборудование: предметные картинки, начинающиеся на гласный звук (например, овощи, аист, утюг, апельсин, абрикос, улитка, удочка, озеро, облако и т.д.).
Взрослый называет любой гласный звук, а ребёнок должен выбрать нужную картинку. Например, на звук [а] подойдут картинки: автобус, арбуз, апельсин и т. д.
Игра «Какой? Какая? Какое?» (с 5 лет)
Оборудование: кубик с точками на гранях (от 1 до 6 точек), наборы фруктов или овощей.
Ребёнок выбирает овощ или фрукт, кидает кубик с точками. Определяет количество точек, выпавших на кубике. Сколько точек выпало, столько слов-признаков должен подобрать ребёнок к выбранному фрукту.
Например, апельсин – оранжевый, круглый, большой, сочный, сладкий, вкусный.
Игра «Подбери словечко» (от 5-6 лет)
Оборудование: мяч
Взрослый называет какой-то признак предмета (например, цвет) и кидает мяч ребёнку. Ребёнок подбирает подходящие существительные к названному признаку.
Например, жёлтый – жёлтый цыплёнок, жёлтое солнышко, жёлтый лимон, жёлтые листья. И т.д.
Игра «Я знаю пять …»
Оборудование: мяч.
Ребёнок ударяет мячом об пол и говори: «Я знаю пять предметов одежды: куртка, майка, шорты, платье, штаны». Называть можно предметы одежды, мебели, овощи, фрукты, транспорт и т.д.
Игра «Цепочка слов» (от 6 лет)
Взрослый называет любое слово, задача ребёнка — назвать своё слово, начинающееся с последней буквы этого слова, и так далее.
Это далеко не весь перечень речевых игр, в которые можно играть дома с детьми. И если уделять хотя бы 10 минут в день совместному общению с детьми, то это позволит избежать многих проблем в школе.