Diagnostics of children's health, physical and motor development.
To assess the initial level of development of each child in order to determine the optimal" nearest " zone of health, formation of systems, body functions and motor skills, as well as for effective planning of their work, the head of physical education must have at his disposal reliable and objective information about the level of development of pupils in preschool institutions in all sections of the curriculum. programs and in particular on physical education.
For this purpose, diagnostics, characteristics and analysis of the age characteristics of pupils and the level of their physical fitness in mastering the content of program tasks are carried out.
Diagnostics include:
- physical development (measurement of body length and weight, chest circumference);
- development of psychophysical qualities:
- forces
- quickness
- endurance levels
- dexterity
- flexibility
- equilibria
- coordination and speed-strength qualities.
Examination of physical development of preschool children is carried out twice a year at registration and control classes. The first survey is carried out at the beginning of the school year (in September), the second at the end (in May), for several days, in warm weather. Children's clothing should be comfortable, light and clean (not made of synthetic materials). In the open air, it is better for children to practice in a suit, shoes should be on rubber soles, indoors the form is different-sports shorts, T-shirt, sports shoes.
A teacher, a physical education supervisor, and a nurse take part in the survey.
В помещении (физкультурный, музыкальный залы) диагностируются такие физические способности как скоростно-силовые качества – бросок набивного мяча (вес 1 кг) двумя руками из-за головы; координационные способности; удержание равновесия, гибкость – наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке.
На физкультурной площадке обследуются такие качества, как быстрота - бег на 10 м; ловкость – бег 10 м между предметами; прыжок в длину с места.
Все данные обследования заносятся в диагностическую карту по каждой возрастной группе отдельно. С их результатами можно ознакомиться у медицинской сестры и руководителя физвоспитания.
Во время обследования и анализа учитываются индивидуальные возможности ребёнка; особенности средств проведения, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребёнка.
Перед выполнением контрольных двигательных заданий проводится небольшая разминка (спокойная ходьба, переходящая в бег, непрерывный бег 1,5 минуты, общеразвивающие, гимнастические, дыхательные упражнения).
Задания выполняются в игровой форме, чтобы дети могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.
Следует отметить большой интерес у старших дошкольников к выполнению вышеперечисленных испытаний. Наблюдения показали, что большая часть постоянно стремятся сопоставить свои результаты с показателями сверстников. Некоторые дети даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и тоже задание, обращаются к воспитателю за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь незначительная часть детей остаются пассивными.
Дети, выполнившие все задания, с результатами в рамках возрастных норм могут быть отнесены к среднему уровню физической подготовленности; выше ориентировочных показателей (более трёх показателей) - к высокому уровню физической подготовленности. Если из семи тестов, ребёнок имеет от трёх и более показателей ниже нормы, то у него низкий уровень физической подготовленности.
Таким образом, диагностическая работа и комплексная оценка исходного физического состояния необходима для того, чтобы:
- спрогнозировать для ребенка «ближайшую» зону здоровья, физического развития и двигательной активности;
- соответствующим образом организовать процесс физического воспитания;
- дифференцировать условия жизни и воспитания;
- индивидуализировать закаливание, физические и умственные нагрузки в двигательно-игровой и учебной деятельности.