Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок:
- на уровне буквы и слога: пропуски, замены, перестановки.
- на уровне слова: раздельное написание частей слова; слитное написание слов; грамматические ошибки.
В логопедическую коррекцию включаются задания разных уровней.
РАБОТА С БУКВАМИ.
Игра с пластилином.
Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые можно позже использовать для тактильного исследования. Попросите ребёнка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребёнок может вместе с мамой вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.
Игра со счётными палочками или мозаикой.
Дети с удовольствием выкладывают буквы из счётных палочек или мозаики.
Ниткография.
С помощью толстой шерстяной ниткой или верёвочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткография».
Буквы из проволоки.
Взрослый может научить малыша делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребёнком можно сочинять забавные истории из жизни букв. Играя в эту сказочную игру, ребёнок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги.
Рисование букв по ассоциации.
«На что похожа буква?»
Например, «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул, «О» - похожа на обруч, «Ж» на жука и т.д.
Игра с красками, водой и крупой.
Предложить ребёнку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы (можно в виде бордюра). Или насыпать манку на поднос и написать букву. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.
Развиваем тактильные ощущения.
Для того чтобы ребёнок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.
Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребёнок уже немного читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из двух-трёх букв.
Рисуем буквы в воздухе.
Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причём в одном варианте рисует взрослый, а ребёнок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребёнок, а отгадывает взрослый.
Найди букву.
Можно предложить детям выбрать нужную букву среди других, разного цвета и размера. Или найти букву на картинке. К буквам, выставленным на наборном полотне, подобрать такие же у себя на столе и т.д.
Сложи букву.
Предложить детям собрать букву из двух частей (четырёх частей).
Узнай и дорисуй букву.
Зачеркни неправильную букву и т.д.
РАБОТА СО СЛОГАМИ.
- Придумывание слов, содержащих заданный слог в определённой позиции (начало, середина, конец слова).
- Составление слоговых схем.
- Составление слога по картинкам (например, при изображении мака и одуванчика слог образуется из первых звуков этих слов «мо»).
- Составление слогов их разрезной азбуки.
- Изменение порядка звуков в слоге (назвать получившийся слог).
- Выбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на гласный звук.
- Выбор из предложенного ряда только слогов, заканчивающихся гласным звуком.
Работа со словами.
- Отгадывание ребусов.
- Деление слов на слоги с выделением ударного слога.
- Подбор слов к звукослоговым схемам.
- Составление слова по начальным (по последним) звукам. «Цепочки слов».
- Составление из двух слов одного («пар и воз – паровоз») и т.д.
РАБОТА СО СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ.
- Подбор прилагательных (признаков предмета) к заданному слову.
- Подбор предметов к прилагательному.
- Сочетания предметов и действий предметов: подбор глаголов к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?» - «Съесть, посадить, выкопать, порезать, потереть и т.д.»).
- Сочетание существительного с числительным.
РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
- Составление схем предложений.
- Составление предложений по схемам.
- Составление предложений с заданным количеством слов.
- Распространение предложений.
- Работа с деформированным предложением.
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
- Составление рассказа по сюжетной картине, по серии картин, по началу или концу текста, по опорным словам.
- Работа с деформированным текстом.
- Пересказ текста.
- Сочинение сказок, рассказов.