Средние показатели становления звуков речи у ребёнка (то есть, когда звук в норме должен появиться сам собой, без помощи логопеда):
- на первом году жизни у ребёнка появляются такие звуки как: М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Б, БЬ, К, КЬ, Г, ГЬ;
- до двух лет - Д, ДЬ, Т, ТЬ, В, ВЬ,Ф, ФЬ;
- к 3 годам (в некоторых источниках указывают, что к 3,5 годам) у ребёнка должны уже быть звуки ЛЬ и Й;
- до 3,5 лет малыш должен чётко произносить свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Плюс он должен дифференцировать эти звуки по твёрдости-мягкости (т.е. ребёнок в норме различает на слух слова с твёрдым и мягким звуком С. В слове "СУМКА" он произнесёт твёрдый звук С, а не его мягкую пару СЬ ("СЮМКА");
- до 4,5 лет арсенал звукового ряда у малыша пополнится шипящими звуками Ш, Ж, Щ, Ч (т.е. он уже должен говорить не "САПКА", а "ШАПКА");
- до 5,5 лет ребёнок должен научиться говорить долгожданные звуки Л и Р (обратим внимание на то, что мягкий звук ЛЬ должен быть в речи не позднее 3,5 лет);
- до 6 лет будущий школьник должен освоит звук РЬ.
Есть два пути постановки звуков (каждый логопед выбирает для себя оптимальный путь исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и своих навыков):
1. Постановка звуков по онтогенезу (т.е. сначала логопед ставит звуки раннего онтогенеза (те, которые должны появиться в речи до 2 лет), затем ставит свистящие, за ними шипящие, и только потом соноры). То есть, если на занятие пришёл ребёнок, которому 5 лет, 7 мес, и у него нет свистящих, шипящих, соноров, то руководствуясь принципом "по онтогенезу развития" логопед не будет ставить соноры, пока не поставит и не автоматизирует все предыдущие группы звуков;
2. Постановка звуков по сензитивным периодам развития (этот путь более продуктивен). Сензитивный период - т.е. чувствительный. Что это значит? К нам пришёл ребёнок, которому 5лет, 7мес, у него нет свистящих, нет соноров (Л, Р). Как мы видим выше, вознаст до 5,5 лет является чувствительным (сензитивным) для постановки именно сонорных звуков Л и Р! Таким образом, логопед сначала поработает над "чувствительными" звуками, а уж после этого вернётся к свистящим (если они не появятся сами собой на предыдущем этапе). Исключение: если у ребёнка нарушены звуки раннего онтогенеза (т.е. те, которые должны появиться до 2 лет), то ВСЕГДА логопед сначала должен проработать их. То есть, если ребёнку 4,5 года и у него нет шипящих и он заменяет звук К на Т, то несмотря на то, что возраст ребёнка сензитивен к постановке шипящих звуков, сначала нужно проработать нарушенный звук К. Ещё одно исключение - это когда у ребёнка аномалия в строении речевого аппарата. То есть, представим, что к нам пришёл всё тот же ребёнок, которому 5лет, 7мес с нарушенными свистящими, шипящими и сонорами, и в добавок у него настольно укороченная подъязычная складка, что перед постановкой звуков Р и Л необходимо её длительное время растягивать, тренировать. Поэтому, чтобы не терять время, корректируем свистящие, а затем уже переходим к звукам, требующим верхнего подъёма языка.