Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь
Республиканский центр психологической помощи
Безопасность детей в сети
Пралеска
Pravo.by
-
Введите заголовок
проведение опросов
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
:: ::

Страничка учителя-дефектолога

В какой последовательности логопед ставит звуки?

Средние показатели становления звуков речи у ребёнка (то есть, когда звук в норме должен появиться сам собой, без помощи логопеда): 

  • на первом году жизни у ребёнка появляются такие звуки как: М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Б, БЬ, К, КЬ, Г, ГЬ;
  • до двух лет - Д, ДЬ, Т, ТЬ, В, ВЬ,Ф, ФЬ;
  • к 3 годам (в некоторых источниках указывают, что к 3,5 годам) у ребёнка должны уже быть звуки ЛЬ и Й; 
  • до 3,5 лет малыш должен чётко произносить свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Плюс он должен дифференцировать эти звуки по твёрдости-мягкости (т.е. ребёнок в норме различает на слух слова с твёрдым и мягким звуком С. В слове "СУМКА" он произнесёт твёрдый звук С, а не его мягкую пару СЬ ("СЮМКА"); 
  • до 4,5 лет арсенал звукового ряда у малыша пополнится шипящими звуками Ш, Ж, Щ, Ч (т.е. он уже должен говорить не "САПКА", а "ШАПКА");
  • до 5,5 лет ребёнок должен научиться говорить долгожданные звуки Л и Р (обратим внимание на то, что мягкий звук ЛЬ должен быть в речи не позднее 3,5 лет); 
  • до 6 лет будущий школьник должен освоит звук РЬ. 

Есть два пути постановки звуков (каждый логопед выбирает для себя оптимальный путь исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и своих навыков): 

1. Постановка звуков по онтогенезу (т.е. сначала логопед ставит звуки раннего онтогенеза (те, которые должны появиться в речи до 2 лет), затем ставит свистящие, за ними шипящие, и только потом соноры).  То есть, если на занятие пришёл ребёнок, которому 5 лет, 7 мес, и у него нет свистящих, шипящих, соноров, то руководствуясь принципом "по онтогенезу развития" логопед не будет ставить соноры, пока не поставит и не автоматизирует все предыдущие группы звуков; 

2. Постановка звуков по сензитивным периодам развития (этот путь более продуктивен). Сензитивный период - т.е. чувствительный. Что это значит? К нам пришёл ребёнок, которому 5лет, 7мес, у него нет свистящих, нет соноров (Л, Р). Как мы видим выше, вознаст до 5,5 лет является чувствительным (сензитивным) для постановки именно сонорных звуков Л и Р! Таким образом, логопед сначала поработает над "чувствительными" звуками, а уж после этого вернётся к свистящим (если они не появятся сами собой на предыдущем этапе). Исключение: если у ребёнка нарушены звуки раннего онтогенеза (т.е. те, которые должны появиться до 2 лет), то ВСЕГДА логопед сначала должен проработать их. То есть, если ребёнку 4,5 года и у него нет шипящих и он заменяет звук К на Т, то несмотря на то, что возраст ребёнка сензитивен к постановке шипящих звуков, сначала нужно проработать нарушенный звук К. Ещё одно исключение - это когда у ребёнка аномалия в строении речевого аппарата. То есть, представим, что к нам пришёл всё тот же ребёнок, которому 5лет, 7мес с нарушенными свистящими, шипящими и сонорами, и в добавок у него настольно укороченная подъязычная складка, что перед постановкой звуков Р и Л необходимо её длительное время растягивать, тренировать. Поэтому, чтобы не терять время, корректируем свистящие, а затем уже переходим к звукам, требующим верхнего подъёма языка. 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Страничка учителя-дефектолога

Соседние подразделы:
Страничка педагога-психолога
Декрет №18
Страничка музыкального руководителя
Страничка здоровья
Местное время
Контакты

8 (02136) 2-45-28
8 (02136) 2-45-29
detsad.kohanovo2@tolochin.vitebsk-region.gov.by

211060, Витебская область, Толочинский район, г.п. Коханово, ул. Микрорайон, д.28
Открыть контакты

Режим работы:

Понедельник - пятница

с 7.15 до 17.45

Выходной: суббота, воскресенье.

Гуманитарный проект

15.03.23 Растим здоровую нацию!!!

Все новости

Новое на сайте

31.10.24 Специалисты советуют: Страничка учителя-дефектолога: Воспитание усидчивости у детей . Воспитывать малыша — процесс очень трудоемкий...

24.10.24 Образовательный процесс: Объединения по интересам: Объединение по интересам «ИНФОРМАТИКА БЕЗ РОЗЕТКИ» (на бесплатной основе). Естественно-математический профиль, базовый уровень изучения..

24.10.24 Образовательный процесс: Объединения по интересам: Расписание занятий объединений по интересам (на платной основе). Естественно-математический профиль базовый уровень изучения..

24.10.24 Образовательный процесс: Объединения по интересам: Расписание занятий объединения по интересам «ИНФОРМАТИКА БЕЗ РОЗЕТКИ» (на бесплатной основе). естественно-математический профиль, базовый уровень изучения..

21.10.24 Специалисты советуют: Страничка учителя-дефектолога: Рекомендации по "запуску" речи . Самое важное – исключите времяпровождение ребенка у телевизора, с..

18.10.24 Наш профсоюз: ПРОФКОМ в лицах. Студенцова Алеся Леонидовна - Председатель по охране труда..

18.10.24 Наш профсоюз: ПРОФКОМ в лицах. Рощина Кристина Игоревна Председатель комитета по культурно-массовым..

Посмотреть все

Интерактивная карта по количеству свободных мест в учреждениях дошкольного образования Толочинского района
-
Интерактивная карта по количеству свободных мест в учреждениях дошкольного образования Витебской области
-
-