Формирование фонематического восприятия проходит через определённые этапы:
- Первый этап – это формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков.
- Второй этап – речевые звуки.
- Третий этап - звуковой анализ и синтез (необходим для чтения и письма).
В данной статье уделим внимание самому первому этапу – это формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков.
Многие специалисты (или родители, которые самостоятельно занимаются с детьми) пренебрегают данным этапом, не уделяя ему должного внимания, и начинают свою работу по коррекции (формированию) фонематических представлений сразу со второго этапа (этапа работы над речевыми звуками). Но это в корне не правильно!!!! Этап работы над НЕРЕЧЕВЫМИ звуками - очень важный этап, который закладывает основу (фундамент) для формирования последующих навыков. Этому этапу необходимо уделить особое внимание и проработать его основательно, тогда работа над речевыми звуками пойдёт значительно легче.
И так, вот основные игровые упражнения, направленнные на формирование фонематического слуха на материале неречевых звуков. (Неречевые звуки - это все окружающие человека звуки, такие как: звуки природы (журчание воды, шелест листьев, шум дождя); звуки, которые издают животные и птицы (мычание, карканье, мяуканье); звуки, которы издают предметы (шуршание пакета или бумаги, стук молотка и т.п.).
1. Формирование условно-двигательной реакции на звук:
- "Пока я стучу бубном - ты бежишь. Бубен не звучит - ты останавливаешься."
- "Найди, откуда слышно звук." (Взрослый заранее в комнате прячет музыкальную игрушку, а ребёнок, ориентируясь на звук, ищет её.)
2. Учимся дифференцировать неречевые звуки и музыкальные инструменты:
- "Что звучало?" (Взрослый раскладывает перед ребёнком 4-5 предметов, издающие различные звуки, даёт ребёнку послушать звук каждого предмета. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый в это время совершает действие с одним из этих предметов (например, стучит молотком). Ребёнок должен угадать, какому предмету принадлежит данный звук.)
- "Слышишь бубен - прыгай, слышишь барабан - топай!" (Ребёнок поворачивается спиной к взрослому. Если взрослый стучит в барабан, то ребёнок должен топать. Если взрослый звенит бубном, то ребёнок активно прыгает.)
3. Ритмы!!!! (На мой взгляд это самый сложный этап, и в то же время - очень выжный, игнорировать который никак нельзя. Так как работа над ритмами способствует профилактике и коррекцие нарушений слоговой стуктуры слова у детей.)
- 1:1 - самый простой ритм (например, один удар ладошками по коленям, один удар ладошками по столу: та-та, та-та, та-та.)
- 2:1 - два удара по коленям, один удар по столу: та-та - ТА; та-та - ТА; та-та - ТА.)
- 1:2 - один удар по коленям, два по столу: ТА - та-та; ТА - та-та; ТА - та-та.)
- 3:пауза - три удара по коленям, затем пауза: та-та-та - ...; та-та-та - ...; та-та-та - ...)
4. Упражнения на определение количества звучаний:
- можно взять кубик, на каждой грани которого нанесено определённое количество точек (от 1 до 6). Взрослый кидает кубик, сколько точек выпало, столько раз ребёнок должен постучать палочкой по барабану.
- "Повтори за мной!" (Сколько раз взрослый постучал по столу, столько раз должен постучать ребёнок.)
5. Тренируем высоту и силу голоса.
- "Самолётик летит" (Если взрослый поднимает самолётик высоко над головой, то ребёнок поёт громко: АААААА; если самолётик летит низко, то ребёнок поёт тихо: аааааа.)
6. Тембр.
- здесь идеально подойдёт сказка "Три медведя". Взрослый произносит какую-либо фразу разными голосами (грубым низким голосом, нормальным голосом, и низким писклявым голосом), а ребёнок угадывает, кому из персонажей сказки принадлежит данный голос.
Несмотря на свою простоту и развлекательный характер, эти игры несут колоссальную пользу формирующемуся фонематическому слуху ребёнка. Тщательно проработав данный этап, можно предотварить появление определённых нарушений и в некоторой степени скоррективровать уже имеющиеся.
учитель-дефектолог
Малиновская Г.С.