-
Pravo.by
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь
Республиканский центр психологической помощи
-
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
Безопасность детей в сети
Введите заголовок
проведение опросов
-
Языковой переводчик
Пралеска
:: ::

Страничка учителя-дефектолога

Игровые упражнения для развития фонематического слуха. Часть 2.

Формирование фонематического восприятия проходит через определённые этапы:

  •     Первый этап – это формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков.
  •     Второй этап – речевые звуки.
  •      Третий этап - звуковой анализ и синтез (необходим для чтения и письма).

В данной статье уделим внимание самому первому этапу – это формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Многие специалисты (или родители, которые самостоятельно занимаются с детьми) пренебрегают данным этапом, не уделяя ему должного внимания, и начинают свою работу по коррекции (формированию) фонематических представлений сразу со второго этапа (этапа работы над речевыми звуками). Но это в корне не правильно!!!! Этап работы над НЕРЕЧЕВЫМИ звуками - очень важный этап, который закладывает основу (фундамент) для формирования последующих навыков. Этому этапу необходимо уделить особое внимание и проработать его основательно, тогда работа над речевыми звуками пойдёт значительно легче. 

И так, вот основные игровые упражнения, направленнные на формирование фонематического слуха на материале неречевых звуков. (Неречевые звуки - это все окружающие человека звуки, такие как: звуки природы (журчание воды, шелест листьев, шум дождя); звуки, которые издают животные и птицы (мычание, карканье, мяуканье); звуки, которы издают предметы (шуршание пакета или бумаги, стук молотка и т.п.).

1. Формирование условно-двигательной реакции на звук: 

     - "Пока я стучу бубном - ты бежишь. Бубен не звучит - ты останавливаешься." 

     - "Найди, откуда слышно звук." (Взрослый заранее в комнате прячет музыкальную игрушку, а ребёнок, ориентируясь на звук, ищет её.) 

2. Учимся дифференцировать неречевые звуки и музыкальные инструменты: 

    - "Что звучало?" (Взрослый раскладывает перед ребёнком 4-5 предметов, издающие различные звуки, даёт ребёнку послушать звук каждого предмета. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый в это время совершает действие с одним из этих предметов (например, стучит молотком). Ребёнок должен угадать, какому предмету принадлежит данный звук.) 

    - "Слышишь бубен - прыгай, слышишь барабан - топай!" (Ребёнок поворачивается спиной к взрослому. Если взрослый стучит в барабан, то ребёнок должен топать. Если взрослый звенит бубном, то ребёнок активно прыгает.) 

3. Ритмы!!!! (На мой взгляд это самый сложный этап, и в то же время - очень выжный, игнорировать который никак нельзя. Так как работа над ритмами способствует профилактике и коррекцие нарушений слоговой стуктуры слова у детей.) 

   - 1:1 - самый простой ритм (например, один удар ладошками по коленям, один удар ладошками по столу: та-та, та-та, та-та.) 

   - 2:1 - два удара по коленям, один удар по столу: та-та - ТА; та-та - ТА; та-та - ТА.) 

    - 1:2 - один удар по коленям, два по столу: ТА - та-та;  ТА - та-та; ТА - та-та.) 

    - 3:пауза - три удара по коленям, затем пауза: та-та-та - ...;  та-та-та - ...; та-та-та - ...) 

4. Упражнения на определение количества звучаний: 

   - можно взять кубик, на каждой грани которого нанесено определённое количество точек (от 1 до 6). Взрослый кидает кубик, сколько точек выпало, столько раз ребёнок должен постучать палочкой по барабану. 

- "Повтори за мной!" (Сколько раз взрослый постучал по столу, столько раз должен постучать ребёнок.) 

5. Тренируем высоту и силу голоса. 

   - "Самолётик летит" (Если взрослый поднимает самолётик высоко над головой, то ребёнок поёт громко: АААААА; если самолётик летит низко, то ребёнок поёт тихо: аааааа.) 

6. Тембр. 

   - здесь идеально подойдёт сказка "Три медведя". Взрослый произносит какую-либо фразу разными голосами (грубым низким голосом, нормальным голосом, и низким писклявым голосом), а ребёнок угадывает, кому из персонажей сказки принадлежит данный голос. 

Несмотря на свою простоту и развлекательный характер, эти игры несут колоссальную пользу формирующемуся фонематическому слуху ребёнка. Тщательно проработав данный этап, можно предотварить появление определённых  нарушений и в некоторой степени скоррективровать уже имеющиеся. 

учитель-дефектолог

Малиновская Г.С. 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Страничка учителя-дефектолога

Соседние подразделы:
Консультирование родителей по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Страничка музыкального руководителя
Страничка здоровья
Местное время
Контакты

8 (02136) 2-45-28
8 (02136) 2-45-29
detsad.kohanovo2@tolochin.vitebsk-region.gov.by

211060, Витебская область, Толочинский район, г.п. Коханово, ул. Микрорайон, д.28
Открыть контакты

Режим работы:

Понедельник - пятница

с 7.15 до 17.45

Выходной: суббота, воскресенье.

Гуманитарный проект

15.03.23 Растим здоровую нацию!!!

Все новости

Интерактивная карта по количеству свободных мест в учреждениях дошкольного образования Толочинского района
-
Интерактивная карта по количеству свободных мест в учреждениях дошкольного образования Витебской области
-
-