-
Pravo.by
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь
Республиканский центр психологической помощи
-
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
Безопасность детей в сети
Введите заголовок
проведение опросов
-
Языковой переводчик
Пралеска
:: ::

Страничка учителя-дефектолога

Фонематический слух - что это? Часть 1.

"Ребёнку скоро три года, говорит мало слов", "Ребёнок в 5 лет заменяет звук К на Т", "Малышу 4 года, не произносит Р, Ш, С, Ч", "Ребёнок пропускает согласные звуки". "Заменяет многие звуки речи другими..." - это типичные жалобы, с которыми родители приходят на консультацию к логопедам. 

Одна из причин нарушения речи - несформированность слухового внимания и памяти, недоразвитие фонематического слуха. 

  • Фонематический слух - это восприятие звуков речи, узнавание и их различение; способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. 
  • При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал - что-то правильно, а что-то очень приблизительно. Это приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, жук-щук). "Мишка" превращается в "Миску", "Саша" в "Саса-Шаша" или "лебедь" в "мепеть" и т.д. 
  • Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму. Поэтому развитию фонематического слуха и предупреждению аккустической дисграфии в дошкольный период следует уделять особое внимание. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации логопеда, но не получают ощутимого результата. Скорее всего это означает, что недостаточно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха, слухоречевой памяти, внимания и памяти. Проверить фонематический слух родители могут и сами: 
  • Попросите ребёнка повторить слоги парами: СА-ЗА, ГА-КА, БА-ПА, ДА-ТА и т.д. 
  • Попросите ребёнка повторить цепочки слогов, состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА; ДА-ТА-ТА; ТУ-КА-ПО и т.д. 
  • Для следующего задания понадобятся картинки, на которых названия предметов отличаются друг от друга только одним звуком, например: коЗа - коСа, уШи - уСы, миШка - миСка, Рак - Лак, Почка - Бочка и т.д. Разложите перед ребёнком картинки и попросите показать: где коза? коса? миска? и т.д. 
  • Можно предложить такое задание: я буду говорить разные слова, если услышишь слово МУХА, то хлопай в ладоши. Далее взрослый произносит различные слова (сначала полностью непохожие на слово МУХА (напр., стол, паук, молоко, МУХА); если это упражнение усвоено, то далее взрослый произносит слова, близкие по звуковому составу к слову МУХА. При этом, это могут быть слова, которых не существует (так называемые квазиомонимы): буха, нуха, вуха, куха, МУХА. В любом случае, задача ребёнка - услышать и среагировать на слово МУХА. 
  • Далее проделывает то же самое на материале слогов и слов.Формирование фонематического восприятия - это очень важный момент, игнорировать который нельзя! Процесс может быть длительный и кропотливый, но предупредит трудности в овладении письмом и чтением (дисграфию и дислексию) в школьном возрасте. учитель-дефектологМалиновская Г.С.

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Страничка учителя-дефектолога

Соседние подразделы:
Консультирование родителей по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Страничка музыкального руководителя
Страничка здоровья
Местное время
Контакты

8 (02136) 2-45-28
8 (02136) 2-45-29
detsad.kohanovo2@tolochin.vitebsk-region.gov.by

211060, Витебская область, Толочинский район, г.п. Коханово, ул. Микрорайон, д.28
Открыть контакты

Режим работы:

Понедельник - пятница

с 7.15 до 17.45

Выходной: суббота, воскресенье.

Гуманитарный проект

15.03.23 Растим здоровую нацию!!!

Все новости

Интерактивная карта по количеству свободных мест в учреждениях дошкольного образования Толочинского района
-
Интерактивная карта по количеству свободных мест в учреждениях дошкольного образования Витебской области
-
-