"Ребёнку скоро три года, говорит мало слов", "Ребёнок в 5 лет заменяет звук К на Т", "Малышу 4 года, не произносит Р, Ш, С, Ч", "Ребёнок пропускает согласные звуки". "Заменяет многие звуки речи другими..." - это типичные жалобы, с которыми родители приходят на консультацию к логопедам.
Одна из причин нарушения речи - несформированность слухового внимания и памяти, недоразвитие фонематического слуха.
- Фонематический слух - это восприятие звуков речи, узнавание и их различение; способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.
- При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал - что-то правильно, а что-то очень приблизительно. Это приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, жук-щук). "Мишка" превращается в "Миску", "Саша" в "Саса-Шаша" или "лебедь" в "мепеть" и т.д.
- Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму. Поэтому развитию фонематического слуха и предупреждению аккустической дисграфии в дошкольный период следует уделять особое внимание. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации логопеда, но не получают ощутимого результата. Скорее всего это означает, что недостаточно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха, слухоречевой памяти, внимания и памяти. Проверить фонематический слух родители могут и сами:
- Попросите ребёнка повторить слоги парами: СА-ЗА, ГА-КА, БА-ПА, ДА-ТА и т.д.
- Попросите ребёнка повторить цепочки слогов, состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА; ДА-ТА-ТА; ТУ-КА-ПО и т.д.
- Для следующего задания понадобятся картинки, на которых названия предметов отличаются друг от друга только одним звуком, например: коЗа - коСа, уШи - уСы, миШка - миСка, Рак - Лак, Почка - Бочка и т.д. Разложите перед ребёнком картинки и попросите показать: где коза? коса? миска? и т.д.
- Можно предложить такое задание: я буду говорить разные слова, если услышишь слово МУХА, то хлопай в ладоши. Далее взрослый произносит различные слова (сначала полностью непохожие на слово МУХА (напр., стол, паук, молоко, МУХА); если это упражнение усвоено, то далее взрослый произносит слова, близкие по звуковому составу к слову МУХА. При этом, это могут быть слова, которых не существует (так называемые квазиомонимы): буха, нуха, вуха, куха, МУХА. В любом случае, задача ребёнка - услышать и среагировать на слово МУХА.
- Далее проделывает то же самое на материале слогов и слов.Формирование фонематического восприятия - это очень важный момент, игнорировать который нельзя! Процесс может быть длительный и кропотливый, но предупредит трудности в овладении письмом и чтением (дисграфию и дислексию) в школьном возрасте. учитель-дефектологМалиновская Г.С.