- Самое важное – исключите времяпровождение ребенка у телевизора,
с телефоном или планшетом. Речь ребенка развивается только при живом общении со взрослым по подражанию в совместной деятельности, и особенно это важно для неговорящего и плохоговорящего ребенка! Телевизоры, планшеты, телефоны тормозят развитие речи у детей. - Стимулируйте развити речи у ребёнка ежедневно в процессе режимных моментов. а) «Мама-радио». Общаемся с ребенком в режиме одностороннего диалога.
Что значит односторонний диалог? Взрослый не просто рассказывает и комментирует все увиденное ребенку, а обозначив какую-то ситуацию, постоянно задает по ней вопросы. Такие ситуации берутся ежедневно из бытовых моментов.
Например : «Миша, пошли мыть руки! Миша, что мы пойдем делать?»
Взрослый сам же и отвечает, дает речевой образец – «Мыть руки!» б) Простая речь. При общении с ребенком говорим простыми фразами, упрощая собственную речь: состоящими из 1 – 2 слов (Дай! На! Пить! Дай пить! Ай-яй-яй!), тщательно артикулируем звуки, тянем гласные. в) «На уровне глаз». Важно говорить с ребенком так, чтобы глаза родителя были на одном уровне с его глазами, чтобы он хорошо видел артикуляцию. Нужно стараться говорить одними и теми же словами, короткими фразами.
г) Говорите эмоционально, чтобы у ребенка появилось желание повторить за вами.
- Выполняйте простую артикуляционную гимнастику. Взяв игрушки или картинки, делаем простые артикуляционные упражнения: «Бегемотик» (широко открываем ротик), можно спеть звук АААА, «Лягушка» (улыбочка) можно спеть звук ИИИИ, «Слоник» (губки вперед трубочкой) можно спеть звук УУУУУ, облизывать тарелки, тянуться губами и языком к чему-то вкусному, дуть в трубочки, «язычки».
- Делайте вместе с ребенком пальчиковую гимнастику
например:
«Солнце»
Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу)
Руки так соединю. (пальцы раздвинуты в стороны)
Это солнышко с лучами. (пошевелить пальцами)
Рады все его теплу.
5 Больше играйте вместе с ребенком:
- Игры на вызывание звукоподражаний:
а) Например, игра «Давай покормим мишку»: Давай покормим мишку! Мишка сьел кашку. Мишка сказал: АМ! Теперь ты покорми мишку. Мишка АМ!
б) Игры на на подражание голосу животных с картинками, звучащими книжками (му, ав, мяу, бе, га-га и т.д.) - Игры со звучащими игрушками - свистеть в дудочки, свистульки, бить в барабан, палочкой бить по ксилофону, звенеть в разные колокольчики (и повторять: бум-бум, уу, тук-тук, ду-ду и т.д.).
6. Читайте книги и стихи ребёнку. Рекомендуем все стихи К. И. Чуковского, А. Барто, Е. Благилиной, И Токмаковой, С. Маршака, русские народные потешки.
7. Развивайте общую моторику: учите ребенка ходить по лестнице вниз и вверх приставным шагом, ловить и катать мячик, прыгать на двух ногах и на одной ножке, перепрыгивать небольшие препятствия, кататься на самокате, велосипеде и т.д.
8. Развивайте дыхание: мыльные пузыри, дуем на перышки, ватку, дуем в трубочки, свистки, дудочки.
!! Правильно дуть так: вдох носом (плечи не поднимаются. В момент вдоха должен надуваться живот). Выдох ртом (губы вытянуты вперед «трубочкой», щеки НЕ надуваются).