Игры и упражнения, направленные на развитие внимания и памяти детей с нарушениями речи.
Заниматься с детьми, имеющими нарушения речи, можно не только во время специальных занятий, но и во время игровой деятельности, во время режимных моментов. Представленные игры и упражнения могут использовать в работе не только педагоги, но и родители.
Развитие памяти и внимания
Задание
На столе выставлены 2 -4 знакомых ребенку игрушки (их название проговаривается). Предлагается ребенку внимательно их рассмотреть и запомнить. Ребенок становится спиной к столу. Педагог добавляет или прячет одну игрушку (потом 2-3). Осмотрев игрушки, ребенок должен сказать, какая игрушка появилась или исчезла.
Развитие внимания
Задание. На столе разложены в беспорядке части одной разрезанной картинки. Надо собрать их так, чтобы получилась целая картинка. Сначала дается картинка, разрезанная на две части, потом на три, четыре и т. д.
Работа с разрезными картинками помогает педагогу выяснить: а) как ребенок справляется с комбинированием; б) как соотносит части и целое; в) действует ли он при составлении картинки методом проб и ошибок или же старается представить в уме картинку в целом.
Задания на расширение понятий о цвете, величине форме и числе.
Научить детей отсчитывать, выкладывать, приносить определенное количество предметов по образцу или называть, приносить определенное количество предметов по образцу или названному числу:
• Отсчитать столько же грибов, сколько положено карандашей;
• Отсчитать и принести столько кружочков, сколько палочек на столе и т. д.
Игра «Найди свой цвет». Дети встают в круг. Им раздают флажки двух цветов. Ведущий держит в одной руке красный флажок. В другой – белый. По сигналу «Раз, два, три» дети, которым достался красный флажок, становится по правую сторону ведущего, дети которым достался белый флажок, становится по левую сторону ведущего.
Развитие моторной деятельности
Работа с мозаикой.
а) Вставить пластинку в любое отверстие мозаики.
б) Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Дается образец, который не убирается.
в) Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный)
г) Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.