| Вернуться на исходную страницу

Страничка учителя-дефектолога

Фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать звуковой состав слова.

Дети с развитым фонематическим восприятием говорят чисто, т.к. их мозг чётко воспринимает все звуки речи. У детей с нарушением фонематического восприятия страдает не только звукопроизношение, но и само понимание речи, т.к. они не могут различить близкие по звучанию фонемы и слова с этими фонемами звучат для них одинаково, например: «ножки – мошки». Правильное развитие фонематического восприятия и фонематического слуха лежит в основе усвоения навыков чтения и письма. Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных процесса. Чтобы правильно произносить звуки, необходимо уметь их чётко различать.

Работа над фонематическим слухом:

1                  . Учить дифференцировать (различать) неречевые звуки, музыкальные инструменты:

- формирование условно двигательной реакции («Пока звучит музыка – беги».);

- темп – делай быстро / делай медленно («Стучи быстро / медленно»);

- учить дифференцировать неречевые шумы и музыкальные инструменты («Что звучало?»);

- ритм (сначала однородный, потом, согласно ритмическим рядам: 1-1; 2-1; 1-2; 3-1.

- определение количества звучаний («Сколько раз я постучала, столько и ты»);

- тембр («Кто это сказал? Папа? Мама? Малыш?»);

 

2 . Учить дифференцировать речевые звуки:

- различение слов, близких по звуковому составу;

- различение слогов, близких по звуковому составу;

- различение звуков;

 

3. Звуковой анализ и синтез (необходим для чтения и письма):

- учить определять количество слогов в слове (например, с помощью хлопков);

- учить определять наличие или отсутствие звука в слове («Корми только тех животных, в названии которых есть звук С»);

- учить определять первый и последний звук в слове («Какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове ДОМ»);

- учить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

- учить выделять звуки в слове, определять их твёрдость или мягкость;

- обучать навыкам звукового синтеза («Собери слово из букв: М, А, К»).


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Страничка учителя-дефектолога

Соседние подразделы:
Консультирование родителей по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Страничка музыкального руководителя
Страничка здоровья

| Вернуться на исходную страницу