| Вернуться на исходную страницу

Страничка учителя-дефектолога

Консультация для родителей на тему:

«Обучение дошкольников элементам грамоты» 

Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности». Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. 

Учить дошкольников грамоте необходимо правильно. 

Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.

  1. Основные этапы и приемы подготовки ребенка к обучению грамоте

Развитие зрительного восприятия и внимания.

1)     Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры.

2)     Покажите ребенку, какие фигуры можно сложить из геометрических фигур разных по размеру, вырезанных из цветного картона.

Предложите ребенку самому пофантазировать и придумать, что можно сложить из этих фигур. 

Одновременно закрепляются названия геометрических фигур, различение цветов, ориентировка на плоскости. Ребенок должен усвоить понятия справа, слева, вверху, внизу. Научите его использовать предлоги на, в, у, под, от, перед, из, с, из-за, из-под

3)    Складывайте вместе с ребенком разрезные картинки из частей (двух, трех, четырех).

Разрезы могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными. Сначала предлагайте простые предметные картинки, потом сюжетные.

Можно использовать кубики с сюжетными картинками, пазлы, конструкторы, мозайки. Они развивают пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук.


Развитие слухового восприятия и внимания.

1)     упражняйте ребенка в различении неречевых звуков.

Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка.

2)     упражняйте в различении речевых звуков.

Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку.

Обратите внимание ребенка:

Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим.

Развитие связной речи.

1)     Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду;

2)     упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки».

Объясните, что вы составляете предложения, предложения состоят из слов. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов.

Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.

Предложите ребенку задания:

 

Звуковой анализ и синтез.

1)     Покажите ребенку, что из двух звуков [а] и [у] получится крик заблудившихся в лесу детей а-у, из звуков [у] и [а] получается плачь ребенка у-а.

Предложите упражнения:

2)    Упражняйте ребенка в выделении гласного звука из начала слова, стоящего под ударением:

Расскажите, что гласные звуки произносятся легко (воздух не встречает никакой преграды), поэтому их можно петь. Гласные звуки обозначаются красным кружком.

3)    Упражняйте ребенка в выделении последнего и первого согласного звука в слове.

Произнесите звук, который должен выделить ребенок, громко, тяните его: лук, мак, кот

Объясните, что согласные звуки не поются, потому что воздух встречает преграду. Объясните ребенку, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [п] и [пь], [к] и [кь]. Твердый согласный – большой братец (обозначается синим кружком), а мягкий согласный – маленький братец (обозначается зеленым кружком). В игровых упражнениях узнавайте и различайте твердые и мягкие согласные звуки («Твердый или мягкий?», «Назови братца»).

4)    Упражняйте ребенка в составлении и анализе закрытых слогов: ап, ок, ит.

Используются красные и синие кружки.

5)    Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.

Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов.

1)     Объясните ребенку, что буквы бывают большие и маленькие. Буквы мы видим, пишем, читаем. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова. 

2)     Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:

3)     Упражняйте ребенка в преобразовании слогов (ак – ап, му – пу), слов с помощью замены букв (сок – сук), удалении или добавлении буквы (уха – муха), составлении слов из рассыпанных букв (о, т, к – кот).

  1. Заключение.

Проводя занятия дома, необходимо помнить об основных правилах:

Именно тогда все ваши старания и старания ребенка принесут ожидаемый положительный результат.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Страничка учителя-дефектолога

Соседние подразделы:
Консультирование родителей по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Страничка музыкального руководителя
Страничка здоровья

| Вернуться на исходную страницу