Возрастная адресованность: 5-6 лет
Место проведения: Территория лесного массива.
Цель: Формирование опыта взаимодействия ребенка с природой.
Краткое сообщение о маршруте. Обсуждение с детьми правил поведения в походе: двигаться вместе со всеми, не отставать; автодороги переходить только за руку со взрослым по пешеходному переходу.
Игра «Что возьмем с собой в поход?» - взрослый перечисляет предметы: котелок, ручка, спички, пульт, фонарик, палатка, холодильник, карта, кукла, попугай, лопата, рюкзак, диван, машинка, спальный мешок, еда, компас, вода, стол. Дети- хлопают в ладоши, если берут названный предмет с собой в поход, и топают ногами, если не берут.
В лесу ходьба детей друг за другом с рюкзаками за спиной, преодоление препятствий, встречающихся на пути:
Препятствие «Ручей»: перейти по мостику друг за другом (предварительно сделать условный мостик, выложенный из палочек)
Препятствие «Болото»: перепрыгивание по кочкам (прыжки, с продвижением вперед).
Препятствие «Гора»: проползти через натянутые скакалки или веревки.
Привал. Выход на поляну. На поляне – рассказывание стихов про лето:
Смотрит солнышко в окошко, Ярко солнце светит,
Смотрит в нашу комнату В воздухе тепло,
Мы захлопаем в ладоши – И, куда ни глянешь,
Очень рады солнышку Все кругом светло.
А. Барто И. Суриков
Хорошо, что снова лето, Солнышко ясное, нарядись!
Снова солнце высоко! Солнышко красное, покажись!
Г. Ладонщиков Подари нам красный день!
А. Прокофьев
Дети вместе со взрослыми рассказывают об особенностях данного времени года. Взрослые предлагают полюбоваться красотой природы, послушать звуки леса, рассмотреть деревья, растения.
Наблюдение за муравейником. В процессе наблюдения уточнить знания детей о насекомых: из чего строят муравейники (веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи – дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают – и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать – пусть трудятся).
Игра «Точный глазомер» -детям предлагается определить на глаз сколько шагов до муравейника, до дерева, кустика и т.д. Затем ответы проверяются.
Игра «Найди пару» - детям раздаются листья деревьев (дуба. осины. березы, тополя и др.). Дети должны узнать, какому дереву они принадлежат: по сигналу они находят пару – того, у кого такой же листок.
Игры-соревнования: «Кто быстрей наденет дождевик», «Кто быстрее достанет из рюкзака названный предмет и даст другу», «Кто быстрее найдет на карте указанный предмет»,
Подвижные игры:
- «Найди свой домик» - дети выбирают для себя домик (скамейку, бревно, пенек, выбирают водящего. По сигналу взрослого (хлопок в ладоши, свисток) дети выбегают на полянку, изображая бабочек, зайчиков и т.д. По сигналу «Найди свой домик» - разбегаются, занимая свой «домик». Водящий ловит детей, не успевших забежать в свой домик.
- «Догонялки» - выбирают водящего, который догоняет и останавливает.
- Спортивные игры: футбол, бадминтон.
Самостоятельная деятельность детей: сбор сухих палочек, веточек, листьев и цветов для гербария; игры и упражнения – прыжки через скакалки, игры с мячами.
Игровая ситуация «Разведем костер»: детям предлагают собрать палочки для костра. Родители показывают, как правильно надо складывать веточки для костра, рассказывают, как разводить огонь, напоминают, что детям без взрослых зажигать огонь нельзя. Разливают чай из термосов. Пьют чай, беседуют, делятся впечатлениями.
Определение пути для возвращения домой. Возвращение, Движение по выбранному пути.
Дома: отображение впечатлений в детских рисунках; использование собранных материалов в изготовлении поделок.
Время пребывания в пути, с учетом остановки, составляет 100 минут.