Рекомендуемый возраст ребенка: 4-5 лет (средний дошкольный возраст)
Вид маршрута: пеший.
Ни для кого не секрет, что совместный активный отдых родителей и детей – это проявление общих взглядов, доверия, взаимопонимания. Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье.
Лето – замечательная пора, когда целый день можно гулять на свежем воздухе. Во многих семьях существует традиция – по выходным выезжать за город, выходить в лес, в парк, к реке или к озеру. Такие прогулки очень полезны и познавательны для детей.
Мы предлагаем вам провести выходной день вместе с ребенком в увлекательной форме и совершить прогулку в наш замечательный лес.
Подготовка к прогулке:
Чтобы ваша прогулка не принесла неприятных сюрпризов, посмотрите вместе с ребенком и обсудите мультфильмы из цикла «Волшебная книга МЧС»: «Заблудился в лесу» и «Правила поведения на природе» .
Чтобы прогулка на долго осталась в памяти вашей семьи, возьмите с собой мяч (для игр на лесной полянке), мешочки или корзинку (для сбора природного материала) и, конечно же, фотоаппарат и хорошее настроение!
Перед прогулкой:
Перед тем, как отправиться в ваше маленькое путешествие, обсудите как вы будете следовать в лес, какие правила нужно соблюдать на дороге, как нужно себя вести при переходе проезжей части. Выходя из дома, поговорите о том, какая чудесная сегодня погода и как здорово, что вы все вместе собрались посетить лесное царство.
По дороге в лес напомните ребенку правила поведения в лесу, обсудите каждое правило:
Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. А как следует вести себя гостям? Аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя лесных зверей.
- Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?
- Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?
- Нельзя разорять муравейники. Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них – великаны! И не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?
- Не обижай насекомых и животных. Почему нельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?
- Нельзя шуметь в лесу. Почему? Как воспринимают музыку животные?
- Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?
- Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?
- Нельзя ломать ядовитые грибы. Почему? Как используют их звери?
Содержание прогулки:
Знакомство с лесом: обратите внимание ребенка на атмосферу в лесу (пение птиц, поведение насекомых, аромат растений, цветов и т.д.);
Знакомство с растительным миром леса: рассмотрите деревья и растения, которые вас окружают, вспомните их названия, предложите ребенку отгадать загадки «Назови дерево», поиграйте в игры «Наше дерево какое?», «Мастера в лесу»;
Знакомство с животным миром леса: прислушайтесь к лесным звукам и попробуйте отгадать: что за птички так весело «болтают» в лесу? Рассмотрите лесные тропинки, возможно вам повезет увидеть следы зверей. Вместе с ребенком порассуждайте: кому могут принадлежать эти следы? Кто живет в лесу? Как называются домики этих животных? Поиграйте в игры «Кто я такой?», «Воздух, земля, вода»;
Знакомство с самыми трудолюбивыми жителями леса: найдите вместе с ребенком муравейник, рассмотрите его, расскажите ребенку строение муравейника и о его обитателях.
Обсудите и выучите пословицы про лес:
Растение — земли украшение.
Рощи да леса — всему краю краса.
Зеленый наряд радует взгляд.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Вопросы для беседы:
- Какие деревья и травы растут в лесу? Чем они отличаются и чем похожи?
- Кто живет в лесу? (предложить прислушаться и рассказать)
- Чьи следы можно найти на лесных дорогах?
- Кто живет в муравейнике?
- Почему в лесу нельзя разводить огонь, оставлять мусор и шуметь?
- Какие правила поведения в лесу ты помнишь? Как себя вести, если ты случайно потерялся в лесу?
После прогулки:
- побеседуйте с ребёнком об увиденном, спросите, что ему больше всего запомнилось, понравилось; уточните и закрепите представления об увиденном, ответы на возникшие вопросы;
- предложите ребенку самостоятельно нарисовать или сделать аппликацию увиденного в лесу;
- предложите ребенку сделать поделку из собранного природного материала и показать друзьям в детском саду или на игровой площадке;
- сделайте фотоколлаж «Прогулка в лесное царство» и предложите ребёнку рассказать об увиденном бабушкам, дедушкам, друзьям.
ЗАГАДКИ "НАЗОВИ ДЕРЕВО"
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.
(Березы)
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят.
(Осины)
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
(Тополь)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза)
Лысенькие ребятки
В шляпки одеты.
А кудрявый папа
Стоит без шляпы.
(Желуди и дуб)
Хоть орешки и малы.
Все же желуди вкусны.
Много маленьких плодов
Подарить он всем готов.
(Дуб)
Все прекрасно понимают, что у ели
Иголки, а не листья.
И такая же, как она,
С иглами ...
(Сосна)
ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ
«Кто я такой?»
Цель: активизировать словарный запас по теме «Дикие животные».
Ход игры: один из игроков придумывает себе название животного (например, лиса), которое он должен показать без слов, только жестами, мимикой, и движениями. Второму игроку нужно догадаться, какое же это животное.
«Воздух, земля, вода»
(игра с мячом)
Цель: формировать представления о диких животных.
Ход игры: ведущий бросает мяч игроку и называет обитателя леса. Игрок должен назвать как передвигается данный обитатель леса (по воде, по земле или по воздуху) и бросить мяч обратно. На слово «волк» игрок отвечает «земля», на слово «сорока» - «воздух» и т.д.
«Мастера в лесу»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, развивать воображение и творческий потенциал.
Ход игры: У всех участников похода есть с собой мешочки или корзинки, их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, веточки, куски коры, листья, шишки). Побеждает тот, кто соберет самые интересные «экспонаты».
ВНИМАНИЕ! Перед проведением игры напомните ребенку, что нельзя ломать деревья и портить растения в лесу.
«Наше дерево какое?»
Цель: активизировать и обобщить знания ребенка о деревьях, учить их различать.
Ход игры: ведущий предлагает найти определенное дерево и ответить на вопросы.
Примеры:
Береза Вспомни, из чего состоит дерево? (корни, ствол, ветки, листья) Рассмотри лист березы, какой он? |
Осина Послушай, как шелестят листочки. Рассмотрите лист осины, какой он? Чем отличается от березы? |
Тополь Рассмотри лист тополя. На что он похож? Сравни с листьями осины и березы. |
Ель На что похожа ель? Какие у нее листочки? На что похожи шишки? Кто любит запасать шишки? Почему? Обратите внимание ребенка на ель, ведь она является одним из главных жителей леса. Ель — дерево высокое, стройное, у него ствол прямой, покрыт коричневой корой. Ель похожа на пирамидку много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев.
|